В рамках интервью первый вице-премьер правительства Удмуртии Ольга Абрамова рассказала DairyNews.ru о прогнозах роста производства сырого молока и качественного племенного поголовья молочного КРС в республике, кропотливой работе по созданию регионального индекса оценки племенных животных, который ляжет в основу национального. Эксперт также ответила на вопросы, почему у отраслевого сообщества до сих пор нет единого мнения по формированию национального индекса и как по ее мнению можно эту сложную проблему решить.
Ольга Викторовна, у вас большой опыт работы в сельском хозяйстве. Вы возглавляли ООО «Агрокомплекс «Бабинский», министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики. Именно благодаря вам отрасль, в частности молочное животноводство, развивается в республике фантастическими темпами. Расскажите вкратце, чего удалось добиться в молочном животноводстве на данный момент?
– Не думаю, что темпы фантастические, поскольку нам, безусловно, есть куда расти. За последние годы мы сумели обеспечить стабильную динамику роста производства молока – за последние 6 лет на 35%. Но с каждым годом наращивать объемы становится сложнее.
На самом деле это большая совместная работа всей команды животноводов Удмуртской Республики. У нас есть очень прогрессивные хозяйства, которые успешно внедряют новые технологии, повышают свою эффективность, ежегодно наращивают объемы производства сырья, причем не только благодаря увеличению поголовья, но и через реализацию генетического потенциала своих животных.
Такая большая командная работа позволила нам в прошлом году сделать первый миллион тонн молока. Секрет успеха, как мне кажется, связан, прежде всего, с реализацией очень правильного решения – просвещения наших животноводов. Несколько лет подряд мы проводили серии семинаров именно с практическим ориентиром на то, каким образом можно повысить эффективность производства молока через реализацию технологий, через работу с генетикой и ее стандартизацию, через «рутинизацию» всех процессов и так далее. Очень много образовательных практических направлений, которые мы внедряли и продолжаем у себя внедрять. Образовательные сессии мы начали проводить с 2018 года. 2019 год показал почти 10%-й прирост объемов молока, что я и связываю с обучением животноводов.
Какие планы в развитии молочного животноводства на 2024 и 2025 годы, в целом на ближайшее будущее?
– Прогнозируем в текущем году произвести 1 млн 70 тысяч тонн молока и прирасти в поголовье в пределах 1500 голов. Эти прогнозы очень осторожные и связаны с введением до конца 2025 года новых ферм компанией «Агромир». Онавходит в холдинг «Собинагро», в копилке которых немало высокоудойных предприятий республики.
В 2025 году планируем увеличить объем производства молока не менее чем на 7%. Это задача, которую мы сейчас решаем для комфортного развития, в том числе наших перерабатывающих предприятий.
В Удмуртии есть два крупных переработчика федерального уровня – «Комос групп» и «Увамолоко». Причем «Комос групп» по итогам рейтинга «Союзмолоко» вошел в первую тройку переработчиков России. У них есть свои инвестиционные программы, которые, конечно, завязаны на росте объемов производства молока. И нам бы очень хотелось, чтобы удмуртские переработчики использовали сырье, произведенное в нашей республике. Считаю, что это очень правильно.
Что мешает или наоборот способствует осуществлению этих планов?
– Начну с того, что мешает – ограниченность финансовых ресурсов. Я сейчас говорю не про субсидии, а про льготные кредиты, доступ к которым становится все сложнее для сельхозпредприятий. При этом наши сельхозорганизации активно вводят в эксплуатацию новые животноводческие объекты. В 2024 году мы должны построить и реконструировать 57 объектов. Речь идет о родильных комплексах, помещениях для содержания молодняка, молочно-товарных фермах, кормоцентрах. Все это стоит денег. И чем они дешевле, тем быстрее предприятия реализовываютпроекты и выходят на доходы.
К сожалению, бюджет Удмуртской Республики не профицитный. Поэтому заместить региональными мерами поддержки льготные кредиты мы не можем. И это основной ограничивающий фактор развития на ближайшее будущее.
Теперь о том, что нам помогает? У нас монорегион, где мы хорошо наладили производство молока. И это является основным источником дохода для сельхозпредприятий. Отмечу, что наши предприятия успешно используют накопленные в республике компетенции и партнерскую поддержку, которую получают из других регионов в области племенного животноводства, реализации технологий и прочих.
Какое место уделяется в республике племенной работе и почему?
– В регионе почти 40 предприятий племенного животноводства, в том числе две племенных станции. Работе в этом направлении уделяется большое внимание. Сейчас это для нас важнейшая задача. Она связана с увеличением поголовья животных, имеющих потенциально высокие результаты по производству молока.
В 2019 году в республике стартовал генетический проект. Мы начали с поголовной идентификации наших животных. Все федеральные номера привязали к хозяйственным, чтобы предприятиям было комфортно работать с таким поголовьем. Сформировали единую базу племенных животных.
У нас создана система, которая позволяет нашим племенным хозяйствам успешно управлять популяцией. Кроме того, мы сформировали экономический индекс племенных животных. Можно много спорить на сколько он верный. Но хочу отметить, что наш регион единственный в стране, где существует экономический индекс всего поголовья племенных животных. Считаю, что это важно и в последующем индекс будет только развиваться, в этом я уверена.
Мы видим, что наши племенные животные дают более интересные производственные показатели, включая потомство, прирост объема молока. Хозяйства, которые использовали данные геномов в ежедневной селекционной работе, с точностью 80% обеспечили себе рост индекса удоя на 500%, и общая динамика удоя составила +672 кг. На 15% снизилась заболеваемость животных.
В конце июля издание опубликовало горячую тему «Нужны ли российским голштинамплемзаводы?!», где эксперты высказали свое мнение по этому вопросу. А как бы Вы на него ответили?
– Абсолютно точно должно быть не племенное хозяйство, а племенное животное. Мы видим это на практике. Есть предприятия, у которых нет официального племенного статуса, но при этом они имеют очень достойное поголовье, которое могло бы быть целенаправленно вовлечено в процесс воспроизводства. Важно, что именно племенные животные должны поддерживаться государством и регионами.
Мы достаточно спорный регион, когда речь заходит о сохранении/присвоении племенного статуса хозяйств. В последние годы этому вопросу в республике стали уделять большее внимание. Мы не всегда поддерживаем желание предприятий получить племенной статус, если их животные не соответствуют требуемым характеристикам. У нас нет задачи увеличить количество племхозяйств, наша задача – действительно обеспечить качественное племенное поголовье, которое будет ядром воспроизводства на территории региона, и, возможно, страны в целом.
Каковы итоги геномной оценки КРС Удмуртии, и каковы дальнейшие шаги в этом направлении?
– Итоги я оцениваю позитивно, хотя знаю, что в отраслевых кругах это спорный вопрос, потому что сегодня нам не на что опираться, поскольку нет своей базы. Все наши крупные прогрессивные предприятия используют зарубежный индекс геномной оценки. А мы считаем, что должен быть национальный. Республиканский геномный проект – это попытка создать основу для формирования национального индекса племенной ценности животных.
Конечно, должна произойти верификация всех данных, которые участвуют в формировании индекса. Данные должны быть приняты отраслевым сообществом. Индекс должен быть популяризирован, а это очень большая и очень сложная работа, которую можно сделать только всем вместе. Понятно, что сами по себе индексы Удмуртии, Татарстана или Пермского края не будут играть никакой существенной роли в продвижении к национальному индексу. Здесь важно объединить базы, важно совместно их сверять, важно выстраивать систему контроля данных через ветслужбы. Я знаю, что отдельное направление по контролю через ветслужбы сейчас старается реализовать «Агроплем», в том числе на территории республики.
Повторюсь, считаю опыт в продвижении системы геномной оценки очень хорошим. Мы до сих пор проходим этап, когда предприятию, руководителю хозяйства, зоотехнику, селекционеру важно объяснять, зачем нужна система, позволяющая оценивать животных. Причем честно оценивать – это самое главное. Хочу подчеркнуть, что наша генеральная цель – сделать индекс геномной оценки Удмуртии основным и единым для формирования базы национального индекса, что мы и делаем. Индекс должен быть общепризнанным на уровне Российской Федерации.
На каком этапе сейчас находится формирование базы национального индекса?
– В сухом остатке Удмуртия имеет свой индекс, участвует в пилотном тестировании федеральной государственной информационной системы по племенным ресурсам. Если честно, то мы пока не видим общего или единого мнения в отраслевом сообществе по поводу формирования российского индекса или индексов. На уровне регионов, так же как и у нас, есть попытка сформировать оценку племенных животных, но она еще не формализована в масштабе российского индекса. Поэтому здесь нет никаких достижений.
Почему у отраслевого сообщества до сих пор нет единого мнения по формированию национального индекса оценки племенных животных? В чем проблема?
– В отраслевом сообществе есть много интересных, классных идей и инициатив по этому поводу, есть много специалистов, которые разбираются в вопросах оценки. Но общего видения нет. Мне кажется, что просто нужно проявить волю, договориться между собой, что мы сейчас не конкуренты друг другу, что мы сейчас по факту своими руками можем создать единую систему национальной оценки, но для этого нужно очень сильно поработать.
Даже элементарная вещь, казалось бы – геномная селекция животного. Ее нужно обязательно делать, чтобы знать, например, есть ли у животного генетические заболевания, которые могут привести на ранних сроках к абортам и повлиять на производственный процесс. Но при этом руководители некоторых предприятий или зоотехники, селекционеры порой не понимают, зачем эта геномная селекция нужна, и зачем тратить на нее деньги. Мол, и что дальше, что мы получим в сухом остатке?
Поэтому необходима большая работа с предприятиями, и этот этап, как я сказала выше, мы до сих пор проходим. На сегодняшний день в республике в геномном проекте участвуют не все 40 племенных предприятий, а только 16. Отмечу, что участие в геномном проекте заключается не только в том, чтобы предприятия сделали геном, загрузили данные в систему, но и в том, чтобы предприятия этот индекс реально использовали при оценке своего стада. И принимали решение, куда это животное лучше направить – оставить для воспроизводства, для продажи и прочее.
Мы считаем, что геномный проект заработает тогда, когда хозяйства начнут использовать индекс, как инструмент. Если у животного есть показатель KPI, то всем понятно, что оно классное. Когда по российскому индексу начнут ориентироваться также, тогда будет очевидно, что он работает.
На мой взгляд, сейчас мы с отраслевым сообществом застряли больше на обсуждении такого уровня – откуда данные, какой индекс будем считать, что будет в индексе, а что нет и прочее. Мне кажется, нужно просто перейти к делу. В ходе работы, разумеется, возникнет много вопросов, но с учетом обстоятельств они будут разрешены. Мы поймем, какие показатели нужно включать в индекс. У себя в республике мы заходили в индекс со многими неизвестными. Просто приняли решение начать процесс: сначала провели идентификацию, затем собрали базу и начали ее выверять…
В республиканском индексе с самого начала было четыре показателя, которые крайне важны с точки зрения производственного использования – продуктивность, жир, белок в процентах и в абсолютном значении. Потом мы добавили показатели хозяйственного использования, потому что это очень важно, это деньги. Сейчас добавили показатель здоровья и фенотип. То есть действуем поступательно, как на нитку насаживаем бусины.
Ольга Викторовна, а почему не взять за основу уже существующую в мире отработанную систему геномной оценки, чтобы не изобретать велосипед?
– Мы примерно так и сделали. Если существует инструмент, который уже работает, то надо просто взять его, разобрать и применить к нам.
1 млн тонн молока в Удмуртии! Мечта стала реальностью! Какую мечту вы можете предложить для молочного скотоводства России?
– Я считаю, что молочному скотоводству России не помешала бы реальная общепринятая внутри страны система оценки животных, которая будет сравнима с зарубежными оценками. Это важно, чтобы понимать на каком уровне наши животные находятся в системе мировых координат и внутри страны, что будет способствовать повышению статуса и конкурентоспособности российского КРС.
Если бы вы вдруг стали главным животноводом России, то, что сделали в первый год?
– Наверное, ему не помешало бы пересмотреть систему мер поддержки животноводства, так как предприятия, работающие в этой сфере, так или иначе на нее ориентируются. Во главе угла должна быть эффективность, а не количество голов КРС. Ну, и конечно, нужен национальный индекс оценки, о котором я уже достаточно сказала.
Справка по животноводству Удмуртии на 19.04.2024
В сельскохозяйственном производстве животноводство имеет профилирующее положение. За 7 месяцев 2024 года по всем категориям хозяйств в республике произведено 640,5 тысяч тонн молока, что на 5,8% выше уровня 2023 года аналогичного периода. К концу 2024 года поставлена цель - производство 1,070 миллиона тонн молока.
Производство мяса (скота и птицы на убой в живом весе) по всем категориям хозяйств увеличилось на 2,8 % и составило 89,6 тысяч тонн (01.08.2023 - 87,2 тысяч тонн).
Производство яиц за 7 месяцев составило 637,3 млн штук, что на 4,1 % выше объёма 2023 года аналогичного периода 2023 года (612,4 млн. штук).
Показатель яйценоскости кур-несушек в сельскохозяйственных организациях составил 198штук (+1 % или 0+ яйца к уровню 2023 года).
Среди регионов Приволжского федерального округа Удмуртия по состоянию на 01.07.2024 годазанимает 3 место - по объему производства молока, 5 место – по производству яиц, 7 место – по производству мяса в сельхозорганизациях.
Основным направление в отрасли животноводства является:
Молочное скотоводство
Поголовье крупного рогатого скота на по всем категориям хозяйств на 1 августа 2024 года 342,6 тысячи голов, что на 1,5 % ниже уровня прошлого года, в целом поголовье коров увеличилось на 0,4% и составляет 136,3 тыс. голов.
Молоко
Надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях на 01.08.2024 год составил 5127 кг, увеличился на 5,3 % или на 257 кг к прошлому году (4869 кг). За 2023 год продуктивность на голову по СХО составила 8228 кг в 2022 году -7672 кг, рост составил 7,2 %.
В Удмуртской Республике разводят крупный рогатый скот молочного направления продуктивности черно-пестрой, холмогорской, голштинской, красной датской пород.
Строительство крупных животноводческих объектов за 2023 год
В 2023 году построено и реконструировано 52 животноводческих объекта на 11,9 тысяч скотомест (по итогам 2022 года насчитывается 42 новых животноводческих объекта мощностью 10,2 тысяч скотомест).
1. Молочный комплекс с доильным оборудованием «Карусель» строительство здания коровника корпус № 1, № 2 по 1400 голов дойного стада в ООО «ВерА» Можгинского района;
2. Строительство молочно-товарной фермы на 1712 скотомест дойного стада КРС с доильным залом «Карусель» и родильное отделение на 450 скотомест с доильным залом «Европараллель» вблизи д. Новая Бия в СХПК «Колхоз Колос» Вавожского района.
3. Строительство молочно-товарной фермы на 1350 голов дойного стада в ООО «Камские фермы» Воткинского района
4. Строительство молочно-товарной роботизированной фермы на 976 голов дойного стада крупного рогатого скота (1-я очередь - коровник на 488 скотомест; 2-я очередь - коровник на 488 скотомест) в СПК (колхоз) «Удмуртия» Вавожского района;
Запланировано строительство крупных животноводческих объектов в 2024 году
В 2024 году запланировано построить и реконструировать 57 животноводческих объекта на 18,1 тысяч скотомест, в том числе уже введено в эксплуатацию 13 животноводческих объектов на 2011 скотомест.
1) Строительство роботизированной молочной товарной фермы, 2-я очередь на 488 скотомест СПК (колхоз) "Удмуртия" Вавожского района, планируемая сдача сентябрь 2024 года;
2) Строительство молочной товарной фермы с доильным залом "Европаралель" 2*20 и 500 скотомест в СПК им.Суворова Киясовского района, планируемая сдача в октябре 2024 года;
3) Строительство коровника на 600 голов в АО «Ошмес» Шарканского района, планируемая сдача сентябрь 2024 года;
4) Строительство Молочной товарной фермы на 1000 скотомест, беспривязное содержание животных с доильным залом "Европаралель" 2*20, подрядным способом в ООО СП «Восток» Селтинского района, планируемая сдача в октябре 2024 года;
5) Строительство Молочной товарной фермы на 1000 скотомест (1 очередь - 500 скотомест) в ООО «Дружба» Увинского района, планируемая сдача объекта в декабре 2024 года;
6) Строительство крупного телятника на 1400 скотомест в СХПК «Колос» Вавожского района, планируемая сдача в августе 2024 года;
7) Строительство крупного молочного комплекса на 2400 скотомест в ООО «Агромир» Воткинского района, планируемая сдача 1 очереди на 800 скотоместв декабре 2024 года.
Мясное скотоводство
Удмуртская Республика с конца 2019 года начала занимается разведением мясного специализированного скотоводства. На 1 января 2024 года данным направлением занимается 55 хозяйств. Поголовье крупного рогатого скота на 1 января 2024 года составило 4517 голов (+9,1 %), в том числе коров 1975 голов. Получено телят 1613 голов. Реализовано на убой 762 головы живой массой 319,5 тонн. Разводимые мясные породы: герефордская, аберди́н-ангу́сская поро́да.
По состоянию на 1 августа 2024 года - 5186 голов мясного КРС, в том числе коров 2012 голов, получено телят за 7 месяцев 1168 голов, реализовано на бой убой 223 голов -живой массой 112 тонн.
Племенное животноводство
В Удмуртской Республике осуществляют деятельность 45 племенных сельскохозяйственных предприятий по разведению крупного рогатого скота, лошадей, птиц, зверей и пчёл. 35 племенных предприятий занимаются разведением крупного рогатого скота, из них 7 племенных заводов и 28 племенных репродукторов, 3 племенных репродуктора 2 порядка по разведению 2 яичных кроссов и 1 мясного, 2 зверохозяйства по разведению племенных норок, 1 хозяйство по разведению пчел средней русской породы. Крометого и 2 хозяйства по разведению лошадей, также на территории Удмуртской Республики находятся 2 станции по искусственному осеменению и ЦИО.
Племенные хозяйства Удмуртской Республики производят 34,8 % от общего валового производства молока и 36,5 % по СХО и КФХ.
Разводимая порода КРС в племенных хозяйствах молочного направления продуктивности - голштинская.
Племенных хозяйств по разведению мясногоКРС в регионе нет.
Источник: dairynews.ru
Новости milknet – читайте в нашем телеграм канале Подписаться